Двигатель бензинового генератора чувствительнее к горюче-смазочным материалам, чем дизельного. Масло смазывает двигающиеся узлы и детали силового агрегата – защитная плёнка уменьшает коэффициент их трения, чем продлевает срок службы механических компонентов, снижает нагрузку на них. Дополнительно масло защищает детали от коррозии, улучшает их охлаждение, передавая тепловую энергию на поддон картера. Для работы двигателя в штатном режиме в него нужно заливать рекомендуемую производителем смазку с учётом состояния агрегата и температуры окружающей среды. Разберёмся, какое масло заливать в бензиновый генератор, как его выбрать.
Виды моторного масла
Смазочные материалы для бензиновых двигателей состоят из масляной основы и присадок, определяющих их свойства. Масло для генератора делят на три типа в зависимости от его происхождения, состава. Оно бывает минеральным, синтетическим и полусинтетическим.
Минеральное – густой продукт перегонки нефти с малым количеством присадок. Оно не рассчитано на эксплуатацию при низких и экстремально высоких температурах, ведь застывает в мороз и становится сильно текучим в жару. Из-за неоднородности размеров молекулы со временем разрушаются, вещество теряет изначальные свойства.
Особенности:
-
низкая стоимость;
-
посредственное качество;
-
нуждается в частой замене;
-
свойство очистки поверхностей.
Производители рекомендуют лить минеральное масло в генераторы, работающие до 200 часов в год.
Синтетика – созданный человеком состав с необходимым набором свойств и однородными по размеру молекулами. Присадки придают ему универсальности: смазка может использоваться в автомобильных, генераторных, двигателях двухколёсной, водной техники и бензоинструменте в широком диапазоне температур. В нём минимум вредных для мотора веществ.
Особенности:
-
стабильность характеристик при низких и высоких температурах;
-
высокая стоимость, эксплуатационные характеристики;
-
долго сохраняет изначальные свойства;
-
образование минимума осадков;
-
слабое окисление.
Синтетика максимально защищает компоненты мотора от износа в любых климатических условиях, рекомендуется к эксплуатации в субтропическом, умеренном, субарктическом и даже арктическом климатическом поясах.
Полусинтетика – смесь двух предыдущих масел, куда входит 20 - 50% синтетики. Оно лучше минерального, но не дотягивает до синтетического – компромиссное решение по доступной цене. Его рекомендуют заливать в двигатели с большим моторесурсом. Полусинтетика имеет наибольшее разнообразие марок, что облегчает выбор состава с нужными характеристиками.
Особенности:
-
слабое испарение;
-
подходит для морозной и знойной погоды;
-
снижает трение на уровне синтетических составов;
-
совмещает преимущества масел, из которых состоит.
У специалистов нет единого мнения о рентабельности использования синтетики в бензогенераторах, особенно бытовых.
Масло для двухтактного бензинового двигателя
Особенность двухтактных двигателей – отсутствие картера для смазочной жидкости. Её смешивают с топливом и заливают в бак карбюратора в соотношении 1:20…1:50: в 1 литр бензина добавляют 50 - 20 мл масла. При этом к нему предъявляют следующие требования:
-
должно хорошо растворяться в топливе;
-
максимально сжигается в цилиндре – образовывается минимум золы;
-
стабильность свойств при разных температурах;
-
высокие защитные и антикоррозионные свойства.
Смазочные материалы для двухтактных бензомоторов выпускают по двум стандартам:
-
2T – для агрегатов с воздушным охлаждением;
-
TC-W3 – для транспортных средств с водяным охлаждением.
Для устройств, работающих при низких температурах, существуют смазки с низкой вязкостью.
Моторное масло для 4-х тактного бензогенератора
4-х тактный двигатель генератора (4Т) имеет отдельный бак для смазочной жидкости, которые делят по вязкости (SAE) и набору эксплуатационных характеристик (API).
Существует две классификации смазочных материалов: японская – JASO и европейская – ISO.
Сезонность
SAE – разработанная сообществом американских инженеров классификация масел по степени их вязкости. В соответствии с ней различают шесть зимних (0W…25W с шагом 5) и пять летних (20…60 с шагом 10) классов. Чем выше цифра, тем состав гуще в зимний (первая) и летний (вторая) периоды. Две цифры указывают на универсальность смазки – она всесезонная.
Универсальными (всесезонными) маслами считают 10W30 и 10W40, самые используемые зимние марки – 5W30, 5W40.
Для подбора марки смазки для бензогенератора в зависимости от температурного диапазона воспользуйтесь диаграммами ниже.
При работе генератора в условиях высокой температуры помните о его охлаждении. Масла со второй цифрой 50 лучше других отводят тепло от трущихся деталей, чем позволяют двигателю дольше работать без остановки, предотвращают его перегрев.
Качественные характеристики
API – стандарт, описывающий назначение, эксплуатационные свойства смазки. По ней подбирают масла под тип, состояние, условия эксплуатации мотора. Их обозначают английскими буквами A – M, перед которыми идёт индекс, указывающий тип двигателя: S – бензиновый, С – дизельный. Чем дальше буква в алфавите, тем качественнее смазка. Ныне в четырехтактный бензогенератор заливают масло с маркировками SL или SM.
Можно ли заливать автомобильное масло в бензогенератор?
Краткий ответ – да. Моторы генераторов работают меньше автомобильных, они менее требовательны к качеству горюче-смазочных материалов, потому масло для двигателя электростанции можно купить в автомагазине. Главное, чтобы оно было брендовым, подходило под условия работы агрегата.
Советы по замене моторного масла
Частота замены смазки указана в технической документации к генератору. Первый раз его рекомендуются менять после 5 - 20 часов обкатки электростанции в зависимости от модели, дальше интервал увеличивается в разы.
Перед сливом жидкости электрогенератор должен немного поработать, чтобы она разжижилась. После этого откручивают крышку сливной горловины и отработанный состав сливают в ёмкость, пробку закручивают. Новое масло заливают через специальную лейку до указанного в инструкции уровня.
В двигатель генератора можно заливать автомобильное или специальное масло. При выборе необходимо учитывать состояние мотора, температуру его эксплуатации, состав смазки.